Условия условно-досрочного освобождения от отбывания наказания лица, совершившего преступление в несовершеннолетнем возрасте
В соответствии со ст. 93 Уголовного кодекса Российской Федерации условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте и осужденному к лишению свободы, после фактического отбытия:
- не менее 1/3 срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;
б) не менее 2/3 срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.
Беременная женщина или женщина, имеющая ребенка в возрасте до четырех лет, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения, совершившие преступление в несовершеннолетнем возрасте, могут претендовать на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы после фактического отбытия не менее 1/4 срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой тяжести.
Применение принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего
В силу ст. 90 Уголовного кодекса Российской Федерации несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия в виде:
- предупреждения;
- передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
- возложения обязанности загладить причиненный вред;
- ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего.
При этом несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.
Срок передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, а также ограничения досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего устанавливается продолжительностью от 1 месяца до 2 лет при совершении преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев до 3 лет - при совершении преступления средней тяжести.
В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Обстоятельства, учитываемые при назначении уголовного наказания несовершеннолетнему
По общему правилу, установленном ст. 60 Уголовного кодекса Российской Федерации, лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК РФ, и с учетом положений Общей части УК РФ. Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания.
Более строгое наказание, чем предусмотрено соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершенное преступление, может быть назначено по совокупности преступлений и по совокупности приговоров в соответствии со статьями 69 и 70 УК РФ. Основания для назначения менее строгого наказания, чем предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ, определяются ст. 64 УК РФ.
При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Кроме того, согласно ст. 89 УК РФ при назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 УК РФ, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.
Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами, перечень которых определен статьями 61 и 62 УК РФ соответственно.
Уголовная ответственность за невыплату заработной платы
Право на вознаграждение за труд является гарантированным правом человека и гражданина и закреплено частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации. Невыплата заработной платы – это существенное нарушение конституционного права работающего, за которое установлена уголовная ответственность ст. 145.1УК РФ.
Норма этой статьи предусматривает наличие трех самостоятельных составов преступления.
Уголовная ответственность по части 1 данной статьи наступает в случае частичной невыплаты заработай платы свыше 3 месяцев в сумме менее половины от положенного работнику, а по части 2 – ее полной невыплате либо оплате в размере ниже установленного минимального размера оплаты труда свыше 2 месяцев.
В случае полного погашения задолженности по заработной плате в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела с выплатой потерпевшим денежной компенсации виновное лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частям 1 и 2 статьи 145.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности.
Если при наличии любого из указанных в части 1 или 2 статьи 145.1 УК РФ условий дополнительно наступили тяжкие последствия, когда невыплата заработной платы повлекла материальные затруднения, угрожающие существованию человека, содеянное квалифицируется по части 3 данной статьи.
Сроки задержки выплат исчисляются со дня, следующего за установленной датой их получения, определенной правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором. При этом важным условием наступления уголовной ответственности по данной статье у работодателя является наличие финансовой возможности для выплат или неправомерные умышленные действия виновного лица, направленные на устранение (сокрытие) такой возможности.
За совершение рассматриваемого преступления в зависимости от тяжести содеянного предусмотрено наказание как в виде штрафа, так и в виде лишения свободы сроком до пяти лет.
Условия освобождения взяткодателя от уголовной ответственности
Данный вопрос урегулирован статьей 291 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности
в одном из следующих случаев либо в их совокупности:
- активного способствования раскрытию и (или) расследованию преступления;
- наличии в отношении него вымогательства взятки со стороны должностного лица;
- добровольного сообщения о даче взятки после совершения преступления
в правоохранительный орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Активное способствование раскрытию преступления означает не только признание себя виновным и чистосердечное признание, но также выражается
в предоставлении органам следствия до того неизвестной им информации, например, о месте нахождения орудий преступления, представлении вещественных доказательств, помощи в организации и проведении следственных действий и совершении иных действий.
Сообщение о даче взятки может быть сделано как в устной,
так и в письменной форме и признается добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель.
Не признается добровольным заявление о даче взятки в связи с задержанием лица по подозрению в совершении этого преступления.
Самозапрет на выдачу кредитов и займов
В соответствии с Федеральным законом от 26.02.2024 № 31-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)»», с 01 марта 2025 года у граждан появилась возможность обезопасить себя от мошенников, которые с помощью украденных документов и персональных данных могут оформить на их имя кредиты и займы.
С указанной даты на портале «Госуслуги» заработал соответствующий сервис. Полный или частичный запрет на заключение договоров кредита и займа означает, что никто не сможет оформить их на имя гражданина.
Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен уголовной ответственностью за незаконное использование компьютерной информации, содержащей персональные данные
Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 272.1 «Незаконные использование и (или) передача, сбор и (или) хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные, а равно создание и (или) обеспечение функционирования информационных ресурсов, предназначенных для ее незаконных хранения и (или) распространения».
Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до трех миллионов рублей, если деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей или четвертой данной статьи, повлекли тяжкие последствия либо совершены организованной группой.
Помимо этого, введено наказание за совершение деяний, предусмотренных частями первой, второй или третьей данной статьи, сопряженных с трансграничной передачей компьютерной информации, содержащей персональные данные, и (или) трансграничным перемещением носителей информации, содержащих персональные данные.
При этом действие статьи не распространяется на случаи обработки персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд.
Подписан закон о возможности прекращения кредитных обязательств граждан, заключивших с 1 декабря 2024 года контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ для выполнения задач специальной военной операции
Установлено, что обязательства гражданина, призванного на военную службу по мобилизации в Вооруженных Силах РФ, военнослужащего, проходившего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, иного гражданина, не проходящего военную службу, заключивших не ранее 1 декабря 2024 года контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ сроком на один год и более для выполнения задач специальной военной операции, и (или) его супруги (супруга), вытекающие из кредитного договора, в случае, если до 1 декабря 2024 года вступил в законную силу судебный акт о взыскании задолженности по этим обязательствам и (или) в целях исполнения таких обязательств банку или иной кредитной организации выдан исполнительный документ и (или) по заявлениям названных организаций возбуждено исполнительное производство (исполнительный документ предъявлен к исполнению), прекращаются в части, не превышающей в совокупности 10 миллионов рублей, со дня заключения указанного контракта.
Федеральный закон от 23.11.2024 №391-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и Федеральный закон «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу с 1 декабря 2024 года.
Обновлен порядок направления на освидетельствование осужденных, являющихся инвалидами
В соответствии с приказом Минюста России от 29.11.2024 № 354, порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, приведен в соответствие с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства от 05.04.2022 № 588.
Согласно внесенным изменениям в случае, если медицинская организация уголовно-исполнительной системы отказала осужденному в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается заключение врачебной комиссии медицинской организации уголовно-исполнительной системы и осужденный (его законный или уполномоченный представитель) вправе подать жалобу на такое решение медицинской организации уголовно-исполнительной системы.
Если медицинская организация уголовно-исполнительной системы отказала осужденному в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается заключение врачебной комиссии медицинской организации уголовно-исполнительной системы и осужденный (его законный или уполномоченный представитель) вправе подать жалобу на такое решение медицинской организации уголовно-исполнительной системы
Направление на медико-социальную экспертизу осуществляется по заявлению осужденного (его законного или уполномоченного представителя), в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации уголовно-исполнительной системы и с письменного согласия осужденного (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.
Изменения вступили в законную силу с 16 декабря 2024 года
О внесении изменений в порядок рассмотрения обращений граждан
Федеральным законом от 28.12.2024 № 547-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», вступающие в силу с 30.03.2025.
В настоящее время право на обращение является неотъемлемой, значимой частью правового статуса личности гражданина Российской Федерации.
Вместе с тем не все заявители реализуют свое право добросовестно. Информационная инфраструктура государственных органов, органов местного самоуправления Российской Федерации подвергается спам-рассылкам, которые осуществляются, как правило, посредством направления массовых обращений от заявителей, использовавших зарегистрированные в иностранной доменной зоне адреса электронной почты. При этом достоверно установить, что автором обращения действительно является лицо, непосредственно заинтересованное в разрешении своих вопросов, не представляется возможным.
Использование почтовых сервисов, зарегистрированных на территории недружественных Российской Федерации иностранных государств, на сегодняшний день не отвечает требованиям о защите информации, установленным Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Кроме того, направление обращения с использованием таких сервисов предполагает, что персональные данные заявителя, которые он должен указать в силу Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», фактически будут храниться вне территории Российской Федерации, что противоречит нормам Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
В целях совершенствования законодательства, направленного на реализацию гражданами Российской Федерации своих прав, уточнены требования к обращению гражданина в форме электронного документа.
Указано, что для получения ответа или уведомления о переадресации в обращении гражданина, поданного в форме электронного документа, должен быть указан электронный адрес, доменное имя которого находится в российской национальной доменной зоне. В случае, если в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, не будет указан адрес электронной почты, доменное имя которого находится в российской национальной доменной зоне, ответ на обращение не дается.
Возможность подачи гражданами обращений в письменной форме, как и возможность устного обращения, сохранится.
Ответственность за неосторожное обращение с пиротехникой
В настоящее время требования пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479.
Неосторожное обращение с пиротехникой может привести к трагическим последствиям, ведь чаще всего травмы от пиротехники получают именно несовершеннолетние.
При использовании, купленной в магазине пиротехники, существуют ограничения. Запрещается использование пиротехники гражданами, не достигшими 16-летнего возраста либо возраста, указанного производителем на упаковке.
Пиротехника напрямую связана с процессами горения, поэтому при взрыве возможно получение травм, ожогов или порча имущества. Если взрыв петарды причинил вред здоровью или имуществу находящихся рядом людей, можно привлечь «подрывника» к гражданской ответственности, обязав возместить ущерб, или к уголовной ответственности - за причинение вреда здоровью разной степени тяжести и получить наказание от штрафа до лишения свободы.
Использование пиротехники запрещено:
в зданиях и сооружениях любого функционального назначения, в том числе на кровлях (покрытиях), балконах, лоджиях и выступающих частях фасадов зданий и сооружений, за исключением применения специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий технического назначения и устройств, создающих огневые эффекты, для которых разработан комплекс дополнительных инженерно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
на территориях взрывоопасных и пожароопасных объектов, в полосах отчуждения железных дорог, нефтепроводов, газопроводов и линий высоковольтной электропередачи;
во время проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирования;
на территориях особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, памятников истории и культуры, кладбищ и культовых сооружений, заповедников, заказников и национальных парков;
при погодных условиях, не позволяющих обеспечить безопасность при их использовании;
лицам, не преодолевшим возрастного ограничения, установленного производителем пиротехнического изделия.
Что касается ответственности за неправомерное использование пиротехники, она зависит от характера правонарушения.
Если пиротехника применяется с нарушением норм пожарной безопасности, то правонарушители могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За использование пиротехники в общественных местах предусмотрена и административная ответственность по статье 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - мелкое хулиганство, а равно уничтожение или повреждение чужого имущества – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест до пятнадцати суток.
Внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации в части запрета заключения брака с определёнными лицами
Федеральным законом от 08.08.2024 № 260-ФЗ часть 2 статьи 156 Семейного кодекса РФ дополнена запретом на заключение брака между лицами, хотя бы одно из которых является иностранными гражданином или лицом без гражданства, сведения о которых включены в реестр контролируемых лиц, предусмотренных законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Также Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дополнен статьей 31.2, устанавливающей порядок ведения реестра контролируемых лиц.
Такой реестр предусмотрен в целях учёта иностранных граждан, находящихся на территории России и не имеющих для этого законных оснований.
Информация о наличии (об отсутствии) сведений об иностранном гражданине в реестре контролируемых лиц размещается на официальном сайте оператора реестра контролируемых лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставляется без взимания платы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В состав сведений реестра контролируемых лиц включаются сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии); дата рождения; пол; гражданство (подданство) иностранного государства либо сведения об отсутствии гражданства (подданства); сведения о документе, удостоверяющем личность, включая вид, серию, номер, дату выдачи, наименование и код органа, выдавшего документ (при его наличии) и другие.
Установлена уголовная ответственность за незаконные использование, передачу, сбор и хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные
Федеральным законом от 30.11.2024 № 421-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 272.1, предусматривающая уголовную ответственность за незаконные использование и (или) передачу (распространение, предоставление, доступ), сбор и (или) хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные, полученной путем неправомерного доступа к средствам ?